Нейтринные осцилляции

Новые убедительные свидетельства существования нейтринных осцилляций получены в обсерватории "Садбери" (SNO), расположенной в Канаде. Достоверность результата оценивается в 99,999 %. Прошлогодние сообщения об открытии осцилляций (см. УФН 171 796 (2001); УФН 172 213 (2002)) основывались на совместной обработке данных, собранных самой SNO и коллаборацией Супер-Камиоканде в Японии. Новый результат получен по измерениям только SNO, что исключает возможные неопределенности, связанные с комбинацией данных двух детекторов. Повышения точности удалось достигнуть также за счет тщательного учета собственной радиоактивности детектора и вызываемых ею фоновых событий. Детектор SNO, заполнителем которого является тяжелая вода, в настоящее время способен регистрировать не только электронные, но и мюонные- и тау-нейтрино. Солнце испускает, в основном, электронные нейтрино, но их наблюдаемый на Земле поток меньше рассчитанного в рамках стандартной модели Солнца. Однако, что и является основным результатом SNO, полный поток всех трех типов нейтрино в точности равен рассчитанному потоку электронных нейтрино. Таким образом, по пути от Солнца к Земле значительная часть электронных нейтрино превращается (осциллирует) в другие типы нейтрино. Источник: http://www.sno.phy.queensu.ca/sno/

Сверхпроводимость пленок

на поверхности металла До последнего времени считалось, что сверхпроводящие свойства вещества, приведенного в контакт с обычным металлом, ухудшаются. Обратный эффект обнаружили R.ТDynes и его коллеги из Калифорнийского университета в Сан-Диего: температура сверхпроводящего перехода Tc тонкой свинцовой пленки возрастала от 1.6 К до 1.9 К, когда эта пленка приводилась в контакт с пленкой серебра. Еще до проведения эксперимента авторы работы высказывали предположение, что подобное явление должно возникать за счет потока сильно связанных электронных возбуждений из обычного металла в сверхпроводник. По зависимости проводимости свинцовой пленки от толщины пленки серебра при фиксированной температуре T=1.65 Kустановлено, что с изменением толщины серебряной пленки изменяется величина энергетической щели в сверхпроводнике. Источник: Phys. Rev. Lett. 88 186403 (2002)

"Яркие" солитоны

в конденсате Бозе-Эйнштейна Так называемые "темные" солитоны в конденсате Бозе-Эйнштейна впервые наблюдались в 1999г. Эти солитоны представляли собой не заполненные атомами полости, перемещавшиеся внутри конденсата без изменения формы. K.E. Strecker и его коллеги (Университет г.Райса, США) впервые получили "яркие" солитоны, состоящие из реальных атомов конденсата. Когерентные сгустки атомов лития извлекались из конденсата с помощью тонкого луча лазера. Взаимодействие с магнитным полем приводило к появлению между атомами сил притяжения, которые противодействовали дисперсии волнового пакета. Данная методика позволяла получать до 15 солитонов, двигавшихся один за другим вдоль луча лазера. Источник: Nature 417 150 (2002)

Столкновение галактик

С помощью спектрометра ACIS, установленного на космической рентгеновской обсерватории "Чандра", выполнены детальные наблюдения двух спиральных галактик, находящихся в процессе лобового столкновения. Галактики удалены от Солнца на расстояние 250 млн. световых лет и находятся на той стадии, когда от начала столкновения прошло около 10 млн. лет. В центральной области столкновения наблюдается бурное звездообразование и гигантские ударные волны, вызванные мощным звездным ветром. В межгалактическое пространство на расстояние 75000 световых лет выброшены облака горячего газа. Остается неясным, упадут ли эти облака обратно на галактики или же покинут их. В центрах обеих галактик видны точечные рентгеновские источники, предположительно, черные дыры. Однако их светимость существенно меньше суммарной светимости звезд. Предполагается, что в будущем за счет поступления газа в центральную область светимость черных дыр будет возрастать, а со временем они сольются в одну сверхмассивную черную дыру. Источник: http://chandra.harvard.edu

Молодой радиопульсар

В течение 20 лет велись поиски звездного остатка от вспышки сверхновой, произошедшей в созвездии Кассиопея в 1181г. и отмеченной в японских и китайских хрониках. Остаток - нейтронная звезда - был обнаружен в рентгеновском диапазоне телескопом "Чандра" в 2001г. В начале 2002г. от этого объекта с помощью радиотелескопа Green Bank впервые зафиксировано очень слабое радиоизлучение. Этот радиопульсар, таким образом, является самым молодым из известных радиопульсаров. Молодые радиопульсары очень редки. Совместные наблюдения в рентгеновском и радиодиапазонах помогут прояснить ранние стадии эволюции радиопульсаров. Источник: http://www.aoc.nrao.edu/epo/pr/2002/3c58/