Безнейтринный двойной бета-распад

Эксперименты коллаборации Гейдельберг-Москва в подземной лаборатории Гран-Сассо (Италия) являются ведущими в мире по изучению двойного бета-распада и поиску частиц темной материи. Изучаются распады ядер сверхчистого обогащенного 76Ge. Проводится, в частности, поиск безнейтринного двойного бета-распада. В этой реакции должно происходить совместное превращение двух нейтронов ядра 76Ge в два протона с испусканием пары электронов. В отличие от обычного бета-распада, безнейтринный распад происходил бы без рождения нейтрино, то есть нарушался бы закон сохранения лептонного числа. До последнего времени безнейтринный канал распада не обнаруживался и была получена нижняя граница его полупериода T1/2>5.7 1025 лет. Однако H. Klapdor-Kleingrothaus (Гейдельбергский институт ядерной физики им. М. Планка, Германия) и его коллеги, выполнив новый анализ экспериментальных данных, обнаружили в энергетическом спектре электронов пик, соответствующий безнейтринному двойному бета-распаду. При этом распаде нейтрино должно быть майорановским (совпадать со своей античастицей) и иметь массу 0.39 эВ, что значительно превосходит величину, полученную в экспериментах по изучению нейтринных осцилляций. Открытие немецких ученых, если оно подтвердится, станет большим продвижением в области исследований за пределами Стандартной модели физики элементарных частиц. Однако многие специалисты высказывают сомнение в корректности использовавшейся процедуры идентификации пика в спектре электронов и в подсчете фоновых событий. Таким образом, говорить об открытии нового явления пока преждевременно, необходим более тщательный анализ экспериментальных данных. Источники: Mod. Phys. Lett. 16 2409 (2001); hep-ex/0202018

Поток солнечных нейтрино

Возможным решением проблемы дефицита солнечных нейтрино являются нейтринные осцилляции - превращение электронных нейтрино в мюонные и тау-нейтрино (см. УФН 169 1299 (1999)). Главным источником высокоэнергетичных нейтрино на Солнце служат бета+-распады изотопов 8B, которые возникают в реакции 7Be(p,gamma)8B. Для надежного расчета потока нейтрино необходимо знать сечение этой реакции с точностью не хуже 5%, однако экспериментальные данные имели погрешность более 9%. Группа исследователей из США и Канады выполнила в Вашингтонском университете эксперимент, в котором впервые достигнута точность 5%. Изучались столкновения пучка протонов с бериллиевой мишенью. С помощью оригинальной методики преодолены основные трудности, ограничивавшие точность предшествующих экспериментов, такие как неоднородность пучка и обратное рассеяние ядер 8B. Расчет на основе новых данных показал, что поток электронных нейтрино от Солнца на 17% больше, чем считалось ранее. И следовательно, нейтринные осцилляции должны происходить несколько быстрее, чем предполагалось. Источник: Phys. Rev. Lett. 88 041101 (2002)

Фотомагнитный эффект

A.J.Epstein и D.A.Pejakovic (Университет шт.Огайо) и их коллеги из Университета шт.Юта (США) впервые обнаружили изменение намагниченности органического вещества при изменении освещенности. Магнетизм у некоторых органических веществ и фотомагнитный эффект у некоторых металлических соединений были известны и ранее. Оказалось, что соединение тетрацианоэтилена TCNE сочетает в себе оба эти свойства. Исследовался помещенный в магнитное поле поликристаллический образец (пластик), представляющий собой раствор Mn(TCNE)2 в CH2Cl2. При освещении образца светом из синей части спектра в течение 6 часов его намагниченность возрастала на 50% и достигала насыщения. После выключения света намагниченность еще несколько возрастала за счет охлаждения образца, и затем в течение 60 часов намагниченность почти не изменялась, уменьшившись всего на 0.5%. Намагниченность заметно падала при последующем освещении зеленым светом и полностью разрушалась при нагревании образца до 75K. На основе данных спектрального анализа исследователи сделали вывод, что фотомагнитный эффект может объясняться наличием метастабильного электронного состояния и изменением конфигурации химических связей молекул при их освещении. Источник: Phys. Rev. Lett. 88 057202 (2002)

Термометр из нанотрубки

Y.Gao и Y.Bando (Япония) сконструировали микроскопический термометр, представляющий собой углеродную нанотрубку диаметром 75нм, частично заполненную жидким галлием. Подобно столбику ртути в обычном термометре, высота столбика галлия растет почти линейно с увеличением температуры. Положение границы столбика регистрировалось с помощью сканирующего туннельного микроскопа. Термометр позволяет измерять температуру в интервале от 323 до 823K. Размер самой нанотрубки при таком росте температуры практически не изменяется. Заполненные галлием нанотрубки получались путем смешивания оксида галлия и монооксида углерода в потоке азота в электромагнитном поле при высокой температуре. Источник: Nature 415 599 (2002)

Химический состав далекой галактики

J.Bechtold (Университет Аризоны) и A.Siemiginowska (Кембридж, Массачусетс) определили содержание кислорода в галактике, удаленной от Земли на расстояние 4 109 световых лет. Галактика проецируется на еще более далекий квазар PSK 1127-145, излучающий в рентгеновском диапазоне. Рентгеновское излучение возникает за счет рассеяния фотонов реликтового излучения на ультрарелятивистских струях частиц, выбрасываемых из ядра квазара. С помощью космической рентгеновской обсерватории "Чандра" в спектре галактики была обнаружена линия поглощения кислорода. Подобное исследование стало возможным лишь с запуском обсерватории "Чандра", ранее рентгеновские линии кислорода в спектрах галактик не наблюдались. Оказалось, что в далекой галактике процентное содержание кислорода в 5 раз меньше, чем на Солнце, хотя эта галактика и наша Галактика образовались в одну эпоху. Обогащение галактик тяжелыми элементами происходит в результате взрывов сверхновых. Результат описываемых наблюдений позволяет определить среднюю скорость образования тяжелых элементов за последние 4 109 лет. Источник: http://unisci.com

Послесвечение короткого гамма-всплеска

Впервые обнаружено рентгеновское послесвечение короткого (длительностью менее секунды) космического гамма-всплеска. Ранее послесвечения наблюдались только у длительных всплесков. Источник: unisci.com.

Деформация звезды пульсаром

Найдена двойная звездная система, в которой один из компаньонов - пульсар своим гравитационным полем экстремально сильно деформировал второй компаньон - обычную звезду. Источник: unisci.com.

Проверка лоренц-инвариантности

Alan Kostelecky (Университет шт.Индиана) предложил новый способ проверки лоренц-инвариантности. Метод основан на сравнении показаний сверхточных атомных часов. Эксперимент может быть проведен на борту Международной космической станции. Спонтанное нарушение лоренц-инвариантности предлагалось в некоторых теориях элементарных частиц. Источник: unisci.com.

Холодные атомы антиводорода

В ЦЕРНЕ (Швейцария) впервые получены холодные (движущиеся с малой скоростью) атомы антиводорода, состоящие из антипротонов и позитронов. Атомы получены в ловушке со специальной конфигурацией электрического и магнитного полей и могут удерживаться в ней длительное время. Источник: unisci.com.

Голографический метод создания наноструктур

Новый способ изготовления объемных наноструктур изобрел Dieter Meschede и его коллеги из Боннского университета. Осаждение атомов происходит под управлением лазерного излучения, образующего голограмму. Источник: physicsweb.org.

Широкополосный лазер

В Bell Labs впервые создан полупроводниковый лазер, дающий непрерывный пучок света в широком диапазоне частот. Источник: physicsweb.org.

Термоядерный синтез в пузырьках

Международным коллективом ученых (с участием российских) в Oak Ridge National Laboratory (США) выполнен эксперимент, в котором наблюдались признаки реакций термоядерного синтеза, такие как выход нейтронов, при схлопывании воздушных пузырьков в воде. Некоторые специалисты, однако, сомневаются в правильности этого результата. Эксперимент напоминает опыты по сонолюминесценции, схлопывание пузырьков происходит под действием ультразвука. В момент схлопывания в пузырьках достигается огромное давление и температура. Источник: physicsweb.org.

Фракталы в углероде

Исследователи из Франции, Испании и США обнаружили, что сеть пор некоторых сортов активированного угля имеет фрактальную структуру. Возможно, это первые из известных фракталов, которые состоят из пор. Источник: www.aip.org.

Ударная волна в скоплении галактик

Космический рентгеновский телескоп "Чандра" обнаружил в скоплении галактик 1E0657-56 ударную волну, вызываемую быстрым движением через это скопление другого, меньшего скопления галактик. Взаимодействие и слияние галактик и скоплений является естественным процессом в иерархической модели формирования крупномасштабной структуры Вселенной. Источник: chandra.harvard.edu.

Новый УФ-детектор

В Северо-Западном университете (США) изобретен новый полупроводниковый детектор на основе нитрида галлия. Чувствительность детектора в УФ диапазоне на порядок превышает чувствительность приборов, установленный на телескопе "Хаббл". При этом детектор без каких-либо специальных фильтров обладает узкой полосой пропускания: он не реагирует на видимый и инфракрасный свет. Источник: unisci.com.

Когерентное тепловое излучение

Jean-Jacques Greffet и его коллеги из Франции обнаружили, что образец карбида кремния со специально обработанной поверхностью при нагревании испускает направленное когерентное излучение в инфракрасном диапазоне. Эффект основан на свойствах поверхностных волн. Источник: physicsweb.org.

Оптическое удержание вырожденного ферми-газа

В Duke University впервые продемонстрирована возможность удержания в оптической ловушке (без магнитного поля) вырожденного ферми-газа атомов лития-6. Использовалась специальная конфигурация CO2 лазеров. Источник: www.aip.org.