Аномальный магнитный момент мюона

Виртуальные фотоны, появляющиеся в процессах с участием электронов и мюонов, модифицируют лоренцеву структуру лептонных токов, что приводит к появлению у частиц аномального магнитного момента, дополнительного к дираковскому магнитному моменту. Помимо электромагнитного взаимодействия, дающего основной вклад, в аномальном моменте присутствует вклад слабых и сильных взаимодействий. Вычисления в рамках Стандартной модели элементарных частиц (о Стандартной модели см. УФН 169 1299 (1999)) до сих пор прекрасно подтверждались всеми экспериментальными данными, за исключением данных о нейтринных осцилляциях. Однако новые высокоточные измерения, выполненные в Брукхэвенской национальной лаборатории (США), неожиданно выявили заметное расхождение измеренной величины аномального магнитного момента мюона с величиной, предсказанной Стандартной моделью. Эксперимент проводился с мюонами, а не с гораздо более распространенными электронами, поскольку мюон примерно в 200 раз массивнее электрона, а связанные с аномальным моментом эффекты, как правило, пропорциональны квадрату массы и поэтому выражены у мюона сильнее. Миллионы распадов мюонов (точнее, антимюонов) исследовались с использованием интенсивных пучков частиц, новых чувствительных детекторов и мощных сверхпроводящих магнитов. По утверждению авторов эксперимента, с вероятностью 99% Стандартная модель дает заниженное значение аномального магнитного момента. Причиной расхождения, наряду с возможными экспериментальными погрешностями, могли бы быть эффекты вне рамок Стандартной модели, связанные с суперсимметрией или с наличием у мюона субструктуры. Эксперимент выполнен международным коллективом с участием российских ученых из Новосибирского института ядерной физики. Источники: http://xxx.lanl.gov/abs/hep-ex/0102017, http://www.bnl.gov/bnlweb/pubaf/pr/bnlpr020801.htm

Сверхпроводимость MgB2

J. Akimitsa и его коллеги из Японии установили, что интерметаллическое соединение MgB2 (диборид магния) переходит в сверхпроводящее состояние при температуре Tc=39K, которая почти в 2 раза выше температуры перехода у иных известных интерметаллических соединений. Другие эксперименты, выполненные в Ames Lab (США), показали, что при замене изотопа бора B11 на B10 величина Tc возрастает примерно на 1K, что соответствует предсказанию теории Бардина-Купера-Шриффера (БКШ). Таким образом, теория БКШ, непригодная для описания свойств высокотемпературных керамических сверхпроводников, хорошо описывает сверхпроводящие свойства интерметаллических соединений. Хотя высокотемпературные сверхпроводники на основе оксида меди имеют Tc>90K, диборид магния значительно дешевле их в производстве и может найти широкое применение. Источник: Physics News Update, Number 526

Киральные модификации ядер

K. Starosta (Нью-йоркский университет) и его коллеги обнаружили, что некоторые атомные ядра могут иметь по две модификации, являющиеся зеркальными отражениями друг друга. Эта возможность была ранее предсказана теоретически. Согласно теории, киральные модификации могут быть у трехмерно несферических ядер, состоящих из нечетного числа протонов и нечетного числа нейтронов, если спин одиночного протона на внешней оболочке ориентирован вдоль меньшей главной оси ядра, спин одиночного нейтрона - вдоль большей оси, а угловой момент остальной части ядра ориентирован по направлению средней оси. Подобно тройке векторов, такие ядра могут быть лево- или право- ориентированными. В эксперименте обнаружена дублетная структура линий гамма-излучения изотонов (ядер с одинаковым числом нейтронов N) 55Cs, 57La, 59Pr и 61Pm с N=75. Если верна интерпретация наблюдаемых дублетов как киральных вибраций, то это означает, что были впервые обнаружены стабильные эллипсоидальные ядра. Источник: Phys. Rev. Lett. 86 971 (2001)

Сверхновая в центре Галактики

С помощью космической рентгеновской обсерватории Чандра впервые удалось отчетливо выделить остаток взрыва сверхновой Sgr A East на фоне других сложных структур, находящихся в центре нашей Галактики. Новые наблюдения подтверждают предположения о том, что слои горячего газа, обогащенного тяжелыми элементами, действительно были выброшены в результате взрыва сверхновой. Интересно, что другой объект Sgr A*, который считается сверхмассивной черной дырой, расположен внутри оставшихся от взрыва слоев газа. Таким образом, в центре Галактики наблюдается пример взаимодействия черной дыры и взорвавшейся звезды. Источник: http://chandra.harvard.edu

Космологические параметры

Достигнутый в последнее время прогресс в измерении анизотропии реликтового излучения, в частности, обнаружение доплеровских (сахаровских) пиков позволил произвести независимую оценку основных космологических параметров, описывающих эволюцию Вселенной. Однако значительно лучшая точность достигается при использовании в расчетах наряду с данными об анизотропии реликтового излучения также данных о крупномасштабном распределении галактик. В работе американских астрофизиков M.Tegmark, M.Zaldarriaga и A.S.Hamilton использованы данные о 14677 галактиках, полученные со спутника IRAS. С помощью новой эффективной методики расчета определены наиболее вероятные значения 11 основных космологических параметров. В частности оказалось, что с вероятностью 95% космологический Lambda-член дает 62% вклада в полную космологическую плотность, темная материя (скрытая масса) дает около 33%, а барионное вещество всего 5% вклада. Источник: Phys. Rev. D 63 043007 (2001)

Плавление решетки вихрей

X.S.Ling и его коллеги экспериментально показали, что совокупность вихрей в сверхпроводнике может испытывать фазовый переход, подобный обычному плавлению или затвердеванию. То есть, вихри могут выстроиться в регулярную решетку, либо начать двигаться хаотически. Источник: focus.aps.org.

Отрицательная теплоемкость

В университете г.Фрейбург (Германия) выполнен эксперимент, в котором микроскопические кластеры атомов натрия охлаждались при поглощении ими тепла. Источник: www.aip.org.

CP-нарушение

Опубликованы новые, самые точные на сегодняшний день данные о нарушении CP-инвариантности для B-мезонов. Результаты получены на ускорителе SLAC. Источник: www.aip.org.

Сверхпроводимость MgB_2

Японские физики установили, что интерметаллическое соединение диборид магния становится сверхпроводящим при температуре 39K. Независимые эксперименты, выполненные в США, показали, что зависимость температуры сверхпроводящего перехода от массы изотопа бора хорошо описывается теорией БКШ. Источник: www.aip.org.

Сверхновая в центре Галактики

Согласно наблюдениям рентгеновского телескопа Чандра, сверхмассивная черная дыра Sgr A^* находится внутри сброшенной оболочки сверхновой Sgr A East, что являет собой пример взаимодействия Черной дыры и взорвавшейся звезды. Источник: xxx.lanl.gov.

Квантовое сопротивление пленок

P.W.Adams и его коллеги обнаружили, что тонкая пленка из атомов берилия, осажденных на подложку, в сильном магнитном поле хорошо проводит ток и даже достигает квантового предела проводимости. Обычно металлические пленки, полученные путем осаждения, плохо электропроводят из-за грануляции. Источник: www.nature.com.

Новый тип квазаров

Обнаружен первый квазар типа II, существование которых предсказано около 20 лет назад. В отличие от "обычных" квазаров типа I, обнаруженный квазар окружен толстым слоем газа и пыли. Источник: unisci.com.

Нанокластеры атомов гелия-3

Исследователи из Флоридского университета обнаружили, что нанокластеры гелия-3 отличаются от макроскопических образцов тем, что атомы в них иначе пространственно распределены и сохраняют свои магнитные свойства при охлаждении нанокластеров до тысячных долей кельвина. Источник: unisci.com.

Хим. состав звезд в шаровом скоплении

С помощью телескопа VLT Южной Европейской обсерватории обнаружено, что в одном из шаровых звездных скоплений звезды заметно отличаются по своему химическому составу (содержанию тяжелых элементов), имея при этом одинаковый возраст. Неясно, как эти звезды могли образоваться из одного газового облака. Источник: unisci.com.

Наноленты

В технологическом институте шт.Джорджия создан новый тип наноструктур - плоские "наноленты". Наноленты состоят из полупроводящих металлооксидов и во многих случаях они могут оказаться перспективнее углеродных нанотрубок. Источник: unisci.com.

Лямбда-частицы

В Токийском университете получены атомы изотопа лития с лямбда-частицами в ядре. Лямбда-частицы - это, по сути, нейтроны, в которых один из d-кварков заменен на s-кварк. Исследование распадов ядер таких изотопов показало, что эти ядра имеют размер, существенно меньший, чем обычные ядра. Ранее этот эффект был предсказан теоретически. Источник: focus.aps.org.

Столкновения галактик

В сталкивающихся галактиках M81 и M82 с помощью телескопа Хаббл обнаружены молодые компактные скопления звезд, формирование которых было индуцировано приливными силами галактик. По возрасту звезд определено, что столкновение галактик произошло около 600 миллионов лет назад и длилось примерно 100 миллионов лет. Источник: oposite.stsci.edu.

Микровзрывы в конденсате

Carl Wieman (Университет Колорадо) наблюдали в Бозе-Эйнштейновском конденсате атомов рубидия-85 эффекты схлопывания и последующего микровзрыва конденсата при изменении магнитного поля в атомной ловушке. Эффект внешне напоминает взрыв сверхновой звезды. Источник: www.aip.org.

Электрический дипольный момент атома

В отличие от магнитных моментов, электрические дипольные моменты у атомов не наблюдаются. Новое, лучшее на сегодняшний день ограничение получено в Вашингтонском университете на электрический дипольный момент атома ртути. Момент d=el, где l не превышает 2 x 10^-28 см, что говорит об очень высокой сферической симметрии распределения заряда. Источник: www.aip.org.

Голограма атомов

В Горно-металлургическом университете Кракова удалось получить четкую рентгеновскую голограму с нанометровым разрешением. Использовался эффект интерференции исходного рентгеновского излучения и излучения, испушенного возбужденными атомами. Источник: www.aip.org.

Сверхпроводящий полимер

В Bell Laboratories впервые обнаружена сверхпроводимость при температуре 2.35 К одного из полимеров - вещества, состоящего из длинных нитеобразных молекул на основе углерода. Источник: www.aip.org.