Водород 7H

Группой российских ученых из ОИЯИ (Дубна) и Курчатовского института, а также их коллегами из Японии, Франции, Великобритании и Швеции в японской лаборатории RIKEN впервые зарегистрирован изотоп 7H - самый тяжелый из найденных изотопов водорода (изотоп 5H был обнаружен в 1991г). Тяжелые изотопы очень нестабильны, однако прогресс экспериментальной техники, в частности использование вторичных пучков короткоживущих радиоактивных ядер, позволил создать и обнаружить изотоп 7H. В лаборатории RIKEN из пучка радиоактивных распадающихся ядер 18O выделялся вторичный пучок ядер 8He, который соударялся с газообразным водородом, находящимся при температуре 35K и давлении 10 атм. Изотопы 7H, состоящие из шести нейтронов и одного протона, возникали в результате выбивания протона из ядра 8He. О рождении изотопов 7H свидетельствовал пик в энергетическом спектре продуктов реакции вблизи порога образования трития и нейтронов t+4n. Источник: Phys. Rev. Lett. 90 082501 (2003)

Сверхпроводимость оксида кобальта

Высокотемпературные сверхпроводники - купраты состоят из слоев оксида меди, чередующихся со слоями других элементов и соединений. С момента их открытия в 1986г. велись поиски сверхпроводящих материалов такой же структуры, но на основе оксидов других металлов. T.Sasaki и его коллеги из Японии впервые обнаружили сверхпроводимость оксида кобальта, слои которого разделены слоями натрия с добавлением молекул воды. Молекулы воды увеличивают расстояние между слоями оксида кобальта, что по мнению исследователей имеет решающее значение для возникновения сверхпроводимости. Температура сверхпроводящего перехода равна примерно 5K. Сверхпроводимость была зарегистрирована по изменению магнитной восприимчивости и по уменьшению электрического сопротивления. Ионы кобальта в новых сверхпроводниках образуют треугольную решетку, в отличие от купратов, имеющих квадратную решетку ионов меди. Источник: Nature 422 53 (2003)

Двумерные дискретные солитоны

Оптическими солитонами называются световые импульсы, форма огибающей которых сохраняется при распространении в нелинейной оптической среде даже при наличии возмущающих факторов. Возникновение последовательности нескольких световых солитонов (дискретных солитонов или N-солитонов) возможно в нелинейной оптической среде с периодическими свойствами. До последнего времени дискретные оптические солитоны наблюдались лишь в одномерных оптических волноводах. Теория двумерных солитонов была разработана Б.Б.Кадомцевым и В.И.Петвиашвили применительно к ионно-звуковым волнам в плазме. Впервые двумерные дискретные оптические солитоны получили J.W.Fleischer и его коллеги. Двумерная оптическая решетка была создана путем модуляции показателя преломления кристалла плоскими когерентными световыми волнами большой мощности, испытывающими интерференцию. Периодическими нелинейными оптическими свойствами могут обладать многие кристаллы, бозе-эйнштейновские конденсаты, а также биологические системы. Источник: Nature 422 147 (2003)

Поиск "новой" физики

Закон тяготения Ньютона на субмиллиметровых расстояниях проверялся в ряде недавних экспериментов (см. например УФН 170 580 (2000)). Новый, самый точный на сегодняшний день эксперимент выполнен в Колорадском университете, где измерялось гравитационное притяжение между двумя вольфрамовыми пластинами, разнесенными на расстояние 0.1мм. Для исключения низкочастотных помех одна из пластин приводилась в колебательное движение с частотой 1000Гц и производилось измерение резонансной вибрации второй пластины, передающейся ей через гравитационное поле. Отклонений от закона Ньютона вплоть до расстояния 0.1мм не обнаружено. Нарушение закона обратных квадратов предсказывается теориями, в которых рассматриваются дополнительные компактифицированные пространственные измерения. Колорадский эксперимент накладывает на эти теории некоторые ограничения. Источник: Nature 421 922 (2003)

Новое экспериментальное ограничение на массу фотона получено J.Luo и его коллегами из Китая. Исследовалось вращение стального тороидального соленоида с током. Из системы уравнений A.Proca, обобщающих уравнения Максвелла на случай ненулевой массы фотона, следует существование силового воздействия на соленоид со стороны магнитного векторного потенциала космических магнитных полей. На уровне погрешностей эксперимента такого воздействия не наблюдалось, что дает ограничение на массу фотона m<10-51г. Источник: Phys. Rev. Lett. 90 081801 (2003)

Наносекундные импульсы от пульсара в Крабе

Астрономы из Национальной обсерватории в Нью-Мехико с помощью 130-метрового радиотелескопа обнаружили дополнительные пики длительностью всего в несколько наносекунд в профиле радиоимпульсов пульсара, находящегося в Крабовидной туманности (Созвездие Тельца). Пульсар (вращающаяся нейтронная звезда) образовался при взрыве сверхновой, отмеченном в 1054г. Использовалась новая методика обработки данных, которая позволила исключить эффект дисперсии радиоволн в космической плазме. Наносекундные импульсы могли сформироваться в области пространства вблизи нейтронной звезды размером не более нескольких метров. Эти области являются, таким образом, самыми малыми объектами, обнаруженными за пределами солнечной системы и, возможно, самыми яркими из известных радиоисточников. Механизм генерации наносекундных импульсов пока не выяснен. Источник: Nature 422 141 (2003)

Распад B-мезона

В японской лаборатории KEK впервые обнаружен распад B-мезона на два бариона. Этот результат поможет сделать выбор между несколькими существующими теоретическими моделями распада B-мезона. Источник: physicsweb.org.

Комнатнотемпературная сверхпроводимость

J.Prins из Университета Претории (ЮАР) сообщил об открытии сверхпроводимости при комнатной температуре у допированного кислородом алмаза при низком давлении. Этот результат, однако, пока не прошел независимой проверки, и некоторые исследователи выражают сомнение в его достоверности. Источник: physicsweb.org.

Необычный взрыв новой звезды

С помощью космического телескопа Хаббл исследована взорвавшаяся недавно в созвездии Единорога новая звезда V838. Звезда находится в нашей Галактике, и во время взрыва ее светимость увеличилась в 10000 раз. Однако, в отличие от взрывов классических новых звезд, звезда V838 не сбросила свои внешние оболочки, а сильно раздулась, став холодным сверхгигантом. Таким образов, наблюдался не исследованный ранее эволюционный трек звезды. Источник: physicsweb.org.

Гамма-всплеск от сверхновой

N.R.Butler и его коллеги с помощью космического рентгеновского телескопа Чандра изучили рентгеновское послесвечение гамма-всплеска GRB020813 и установили связь этого всплеска со сверхновой. Обнаружены узкие спектральные линии ионов кремния и серы. Наблюдения подтверждают так называемую модель "супра-новой", предложенную M.Vietri и L.Stella. Источник: astronews.prao.psn.ru.

Проводимость деформированных нанотрубок

E.D.Minot и его коллеги из Корнельского университета установили, что причиной изменения проводимости деформированных углеродных нанотрубок является изменение величины энергетической щели в спектре электронов. Впервые наблюдалось увеличение проводимости нанотрубки, подвергающейся растяжению. Источник: focus.aps.org.

Магнитная левитация в холодном кислороде

L.Eaves и его коллеги из Ноттингемского университета (Великобритании) разработали метод магнитной левитации тяжелых диамагнитных тел в жидком кислороде, находящемся в открытом сосуде при атмосферном давлении. В эксперименте отмечено формирование регулярной решетки выпуклостей на поверхности жидкого кислорода. Источник: physicsweb.org.