Сдвиг фаз нейтронов

H.Rauch и его коллеги выполнили в Институте им.Лауэ-Ланжевена (Гренобль, Франция) эксперимент, в котором впервые продемонстрирован эффект сдвига фазы нейтронов при их пролете через узкую щель. Этот эффект теоретически предсказали J.M.Levy-Leblond и D.Greenberger в конце 1980-х годов. Движение нейтронов, прошедших через узкую горизонтальную щель, квантуется в вертикальном направлении, что приводит к сдвигу фазы в направлении движения. В эксперименте применялся массив из 186 щелей: каждая шириной 22.1мкм, и - нейтронный пучок от атомного реактора. Пучок разделялся на две компоненты, одна из которых пропускалась через щели. Сдвиг фаз измерялся по интерференции пучков в нейтронном интерферометре, и получено хорошее согласие с теоретическими расчетами. В 2002 году Институте им.Лауэ-Ланжевена другая группа исследователей наблюдала дискретные квантовые состояния нейтронов в гравитационном поле (см. УФН 172 220 (2002)). Источник: Nature 417 630 (2002)

Измерение орбитального углового момента фотона

Наряду со спиновым угловым моментом фотоны характеризуются также орбитальным угловым моментом. M.Padgett и его коллеги из университета г.Гласгов (Шотландия) разработали методику измерения орбитального момента у единичных фотонов. С помощью последовательности интерферометров луч света разделялся на два луча, в одном из которых фотоны имели нечетный орбитальный угловой момент, а в другом - четный. Далее эта процедура повторялась с каждым из лучей, что позволило различать фотоны уже по четырем состояниям их орбитального момента. Измерения можно было проводить даже при столь малых интенсивностях начального луча света, когда в детектор попадало лишь по одному фотону. Описываемое исследование может оказаться полезным при создании новых квантовых телекоммуникационных систем. Источник: Phys.Rev.Lett. 88 257901 (2002)

Кристаллический лист Мебиуса

Исследователи из университета г.Хоккайдо (Япония) создали кристаллические структуры, имеющие одну поверхность, наподобие листа Мебиуса. Эти структуры представляют собой единые кристаллы без швов и других дефектов. Тонкие кристаллические ленты из селенида ниобия синтезировались путем нагревания селена и ниобия в герметичной кварцевой трубке. Японские ученые усовершенствовали обычную методику синтеза кристаллов, создав градиент температуры, благодаря чему селен мог присутствовать в трубке одновременно в газообразной и жидкой фазе. Поверхностное натяжение жидкости способствовало образованию замкнутых колец различной конфигурации, среди которых были и листы Мебиуса. Необычные кристаллы могут найти применение в исследовании топологических эффектов в квантовой механике. Источник: Nature 417 397 (2002)

Проверка Специальной теории относительности

Согласно Специальной теории относительности, скорость света не зависит от направления и абсолютной величины скорости наблюдателя v. Независимость скорости света от величины v недавно была продемонстрирована с рекордной точностью в экспериментах, выполненных исследователями из университетов г.Констанц и г.Дюссельдорф (см. УФН 172 220 (2002)). Эти же авторы выполнили новый эксперимент по проверке независимости скорости света от направления (современная версия эксперимента Майкельсона-Морли), в котором установлена лучшая на сегодняшний день точность 1.7x10-15. Эта точность в 3 раза выше достигнутой ранее. Исследовалась стоячая электромагнитная волна в полости кристалла сапфира, охлажденного жидким гелием. Два таких резонатора были ориентированы под прямым углом друг к другу. Вся установка могла вращаться, что позволило установить независимость скорости света от направления. Источник: Physics News Update, Number 590

Темные галактики

Долгое время в теории формирования галактик существовала серьезная проблема: в численном моделировании было выявлено значительно большее количество малых галактик - спутников больших галактик, чем давали реальные астрономические наблюдения. %Например, у нашей Галактики наблюдается около 20 спутников, %а по теории их должно быть около 200. Высказывалось предположение, что недостающие спутники существуют в виде сгущения темной материи (скрытой массы), но в них нет или очень мало звезд и поэтому они не видны. Эту гипотезу подтвердили наблюдения гравитационного линзирования галактик, выполненные N.Dalal (университет Калифорнии, Сан-Диего) и C.Kochanek (Кембридж). N.Dalal и C.Kochanek наблюдали 7 галактик, линзирующих более далекие галактики. Изучив конфигурацию дополнительных изображений, исследователи пришли к выводу, что вокруг 6 линзирующих галактик находится множество спутниковых карликовых галактик, суммарная масса которых составляет около 2% от массы центральной галактики. Следует ожидать, что и вокруг нашей Галактики находится много невидимых спутников. Звездообразование в них оказалось неэффективным, возможно, из-за малой температуры (вириальной скорости) газа. Источник: astro-ph/0111456

Железо в квазаре

Norbert Schartel (Институт им. Макса Планка) и его коллеги с помощью спектрального анализа обнаружили в квазаре APM 8279+5255 неожиданно большое относительное содержание железа - в 3 раза больше, чем на Солнце. Квазар наблюдается на расстоянии 13,5 млрд. световых лет. Пока неясно, как в столь ранние эпохи могло образоваться большое количество металла. Источник: www.rambler.ru.

Тонкий рентгеновский луч

Группой исследователей из Германии с помощью новой методики получен сверхтонкий рентгеновский луч, имеющий сечение всего 69x33нм. Источник: physicsweb.org.

Рекомбинация в воде

В университете г.Лион (Франция) выполнен эксперимент, в котором фемтосекундный лазерный импульс освещал небольшой участок сферической капли воды. В нагретом участке вода превращалась в плазму. После окончания импульса происходила рекомбинация и нагретый участок излучал белый свет. Источник: physicsweb.org.

Молодые звездные скопления в старой галактике

С помощью космического телескопа им.Хаббла и телескопа VLT в эллиптической галактике NGC 4365 с возрастом 12 млрд. лет обнаружены звездные скоплени, в несколько раз более молодые. Это открытие говорит о том, что даже в старых эллиптических галактиках могут происходить вспышки звездообразования. Источник: unisci.com.

Массы черных дыр в квазарах

Астрофизики из Гарвардского университета S.Wyithe и A.Loeb на основе теоретических расчетов пришли к выводу, что черные дыры в далеких квазарах имеют меньшие массы, чем считалось ранее. Причиной является усиление яркости многих квазаров гравитационными линзами (галактиками), находящимися на луче зрения. Реальная яркость квазара меньше наблюдаемой и, соответственно, меньшую массу имеет черная дыра, испускающая излучение. Источник: physicsweb.org.

Жидкий свет

Группа теоретиков из Испании и других стран показали, что в нелинейной оптической среде между отдельными участками мощного лазерного пучка может возникать притяжение, подобное Ван Дер Ваальсовским силам. Поэтому пучок лазера в некоторых отношениях может оказаться подобным струе жидкости. Источник: www.aip.org.

Элемент 108 закрыт

В 1999 году сообщалось об открытии в Берклиевской национальной лаборатории атомного ядра элемента с порядковым номером 108. Новый анализ экспериментальных данных показал, что этот результат является ошибкой. Источник: www.aip.org.

Космологическое ограничение на массу нейтрино

Самое точное на сегодняшний день ограничение сверху на массу нейтрино следует из космологии. По данным о корреляциях галактик в каталоге 2dF установлено, что сумма масс 3-х типов нейтрино не превышает 1.8эВ. Источник: www.arxiv.org.

Расщепление фотонов в поле ядра

В Институте ядерных исследований им.Г.И.Будкера (Новосибирск) выполнен эксперимент, в котором впервые достоверно зафиксирован эффект расщепления фотонов в поле атомного ядра. Фотон с высокой энергией в поле ядра превращается в виртуальную электрон-позитронную пару, одна из частиц пары излучает новый фотон, а при аннигиляции пары возникает второй фотон. Источник: focus.aps.org.

Второй закон термодинамики для наносистем

В Австралийском Национальном университете экспериментально изучен предел применимости второго закона термодинамики на малых масштабах и малых интервалах времени. Установлено, что в некоторых случаях энтропия может уменьшаться. Источник: physicsweb.org.

Химические превращения при сонолюминесценции

Эксперимент по изучению сонолюминесценции, выполненный Yu.Didenko и K.Suslick в университете шт.Иллинойс, свидетельствует о том, что излучение возникает за счет химических реакций в пузырьках воздуха. Кроме того, было установлено, что преобладающая часть энергии идет на образование хим. связей.. Источник: physicsweb.org.