Сверхпроводящий ферромагнетик UCoGe

Исследователи из университетов Амстердама и Карлсруэ установили, что интерметаллическое соединение UCoGe является одновременно слабым ферромагнетиком (температура Кюри 3К) и сверхпроводником при температуре ниже 0,8К и нормальном атмосферном давлении. Ранее сверхпроводящие свойства при большом давлении или очень низких температурах были обнаружены у металлических ферромагнетиков UGe2 и URhGe, а также получены указания на сверхпроводимость UIr и ZrZn2. Предполагалось, что вероятным механизмом сверхпроводимости ферромагнетиков являются магнитные переходы между двумя поляризованными фазами. Совсем иным путем, скорее всего, объясняется сверхпроводимость UCoGe - магнитными флуктуациями, приводящими к спин-триплетному спариванию электронов. Этот вывод сделан на основе измерения температурных зависимостей удельной теплоемкости и критического магнитного поля. Источник: Phys. Rev. Lett. 99 067006 (2007)

Водород-7

В эксперименте GANIL (Франция) получен и исследован тяжелый изотоп водорода 7H, состоящий из одного протона и шести нейтронов. Так же, как и другие изотопы тяжелее трития (4H, 5H и 6H), изотоп 7H существует в виде короткоживущего резонансного состояния, распадающегося на тритий и нейтроны. Ядра 7H производились в реакции 12CH(8He,7He → 3H+4n)13N в результате отрыва от ядра 8He одного протона при столкновении пучка ядер 8He с газообразной углеродной мишенью. С помощью специального активного детектора регистрировался энергетический спектр и траектории образующихся в реакции ядер 13N. По этим данным была полностью реконструирована кинематика ядерных реакций и обнаружен пик шириной 0,09МэВ вблизи энергии 0,57МэВ, соответствующий резонансному состоянию 7H. Всего в эксперименте было зарегистрировано семь событий рождения 7H. Некоторые указания на существование 7H были получены в эксперименте А.А.Коршенинникова и его коллег, которые в 2003г. обнаружили быстрый рост сечения ядерных реакций при приближении к порогу 3H+4n, что находится в качественном согласии с результатами нового эксперимента GANIL. Существующие теоретические модели пока не могут точно предсказать энергию резонанса 7H, они дают значения энергий в интервале от 1 до 3МэВ. Еще один интересный вопрос, который могут прояснить дальнейшие эксперименты с 7H, - это возможность существования связанного состояния четырех нейтронов. Источник: Phys. Rev. Lett. 99 062502 (2007)

Фемтосекундная рентгеновская голография

H.Chapmen (Ливерморская национальная лаборатория им.Лоуренса) и его коллеги из США, Швеции и Германии реализовали новую методику получения голографических рентгеновских изображений объектов с фемтосекундным временным разрешением. Рентгеновский импульс от лазера на свободных электронах пропускался через отверстие в зеркале и нагревал исследуемые структуры, нанесенные на мембрану, в данном случае - полистиреновые шарики диаметром около 140нм. Импульс выбивал с поверхности шариков электроны, после чего шарики взрывным образом расширялись за счет расталкивания оставшихся положительных зарядов. Другая часть пучка (опорная волна голограммы) проходила сквозь мембрану и отражалась обратно от второго зеркала. Рентгеновские лучи, отраженные от шариков и от второго зеркала, затем отражались от переднего зеркала и интерферировали в фотоприемнике, создавая в нем голографическое изображение взрывающихся шариков. Такая методика позволила исследовать структуру образцов (шариков) и их эволюцию с рекордным временным разрешением - около одной фемтосекунды. Источник: Nature 448 676 (2007)

Флуоресцентная микроскопия

Группой исследователей из Института биофизической химии им.М.Планка (Геттинген) под руководством S.Hell разработан новый способ флюоресцентной оптической микроскопии с разрешением в нанометровой области. В живые клетки добавлялся специальный флуоресцентный краситель. Свечение молекул красителя можно было вызывать или останавливать с помощью внешнего излучения. Расстояние между светящимися частицами в среднем превышало длину волны оптического излучения, а их свет регистрировался цифровой фотокамерой. Затем возбуждалось и регистрировалось свечение соседних частиц. Этот процесс повторялся много раз. В результате был собран набор образов, комбинация которых давала изображение с пространственным разрешением 10-30нм и хорошим отношением сигнал-шум. Источник: http://www.physorg.com/news105966261.html

Редкое событие микролинзирования

В созвездии Кассиопеи зарегистрировано уникальное событие гравитационного микролинзирования. Линзированию подвергся свет звезды, находящейся в области с малой звездной концентрацией. Причем эта звезда является самой яркой и близкой (около 1кпк от Земли) среди всех других звезд-источников в наблюдавшихся до сих пор микролинзированиях. Вероятность подобных случаев микролинзирования очень мала, но с учетом нового события их частота может быть в 50 раз больше, чем считалось ранее. Значительное изменение блеска звезды GSC3656-1328 обнаружил астроном-любитель из Японии А.Таго 31 октября 2006 года, после чего звезда наблюдалась с помощью нескольких телескопов. Анализ спектра показал, что изменение блеска связано не с переменностью самой звезды, а с гравитационным линзированием на неизвестном объекте. Источник: http://arxiv.org/abs/0708.1066

Осцилляции звезды с экзопланетой

Впервые обнаружены собственные пульсации одной из далеких звезд, вокруг которой обращается планета. Доминирующая мода пульсаций составляет 86.9μГц. Звезда и планета имеют массы 2 массы Солнца и 2.6 масс Юпитера, соответственно. Источник: http://arxiv.org/abs/0709.1406

Черная дыра в NGC1399

С помощью космического телескопа Хаббла изучена кинематика звезд вблизи сверхмассивной черной дыры в центральной галактике скопления Fornax. Обнаружена сильная анизотропия скоростей (поперечная дисперсия в три раза превосходит радиальную) и другие особенности. Источник: http://arxiv.org/abs/0709.0585

Акустическая квантовая точка

Исследователи из Кембриджского университета создали динамическую квантовую точку. Электроны были захвачены акустической поверхностной волной. Источник: http://www.aip.org/pnu/2007/split/838-1.html

Двухпротонный распад ядра железа

J.Giovinazzo и его коллеги впервые с помощью специальной методики наблюдали индивидуальные протоны при двухпротонном распаде ядра 45Fe. Источник: Phys. Rev. Lett.

Далекие галактики