Cтатьи, принятые к публикации

Физика наших дней

Быстрые радиовсплески

а,  а, б, в,  а, г, д
а Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова, Государственный астрономический институт им. П.К.Штернберга, Университетский просп. 13, Москва, 119889, Российская Федерация
б Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул. Кремлевская 18, Казань, 420008, Российская Федерация
в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая 20, Москва, 101000, Российская Федерация
г Институт ядерных исследований РАН, Москва, Российская Федерация
д Астрокосмический центр, Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, ул. Профсоюзная 84/32, Москва, 117997, Российская Федерация

Феномен быстрых радиовсплесков (fast radio bursts, FRB) был открыт в 2007 г. Это мощные (0.1—100 Ян) одиночные импульсы радиоизлучения c характерной шириной порядка нескольких миллисекунд, большой мерой дисперсией и рекордно высокой яркостной температурой, свидетельствующей о нетепловом механизме излучения. К концу 2017 г. обнаружено 28 таких событий. Известен также один источник повторяющихся всплесков, от которого зарегистрированы уже сотни импульсов. Частота событий оценивается в несколько тысяч всплесков на всем небе в день. Большая мера дисперсии и изотропное распределение на небесной сфере свидетельствуют о вероятном внегалактическом происхождении этих импульсов. С момента обнаружения FRB было выдвинуто множество гипотез о возможной природе, однако до сих пор их происхождение остается невыясненным. Наиболее перспективные модели связаны со вспышечным излучением магнитаров или с аналогом гигантских радиоимпульсов, наблюдаемых от некоторых радиопульсаров — вращающихся нейтронных звезд с сильным магнитным полем. Увеличение статистики наблюдаемых всплесков и уточнение характеристик популяции FRB позволит использовать их как новый инструмент для изучения межгалактической среды, оценок космологических параметров, а также для проверки фундаментальных физических теорий.

Ключевые слова: быстрые радиовсплески, нейтронные звезды, радиоастрономия, транзиентные источники