Пионный гелий

В 1947 г. были открыты заряженные пи-мезоны (пионы), которые, как сейчас известно, состоят из кварка и антикварка, связанных сильным взаимодействием. В том же году Э. Ферми и Э. Теллер предположили, что могут формироваться экзотические атомы, в которых один или больше орбитальных электронов замещены мезонами [1]. В большинстве случаев атомное ядро должно быстро поглощать мезон и распадаться. Однако расчёты показали, что в пионном гелии π4He+ реализуется редкая ситуация, при которой время его жизни в 1000 раз больше, чем у других пионных атомов. Атом π4He+ состоит из ядра гелия-4, электрона и π--мезона. Ранее были получены лишь косвенные свидетельства образования π4He+ в столкновительных процессах. M. Hori (Институт квантовой оптики общества им. М. Планка, Германия) и соавторы выполнили эксперимент [2], в котором впервые удалось получить в достаточном количестве и выполнить лазерную спектроскопию атомов π4He+. Пучок π-, получаемый на циклотроне в Институте Пауля Шеррера (Швейцария), направлялся в сверхтекучий 4He. Примерно 3,2 % всех π-, затормозившихся в гелии, образовывали атомы π4He+, живущие несколько нс. Эта же мишень освещалась наносекундными лазерными импульсами. Они вызывали в π4He+ каскадные процессы, которые в итоге вели к поглощению пиона и распаду ядра. Темп появления нейтронов, протонов и дейтронов, образующихся в результате распадов, имел максимум при определённой частоте лазерных импульсов. Этому резонансу, имеющему статистическую значимость более 7 σ, соответствовали внутриядерные переходы (n,l)=(17,16)→(17,15). Резонансная частота оказалась несколько выше, чем давали вычисления. Возможно, это вызвано влиянием атомных столкновений, которые возмущают уровни энергии, как ранее это уже было отмечено при спектроскопии анти-p4He+. Таким образом, в данном эксперименте продемонстрирована возможность лазерной спектроскопии экзотических атомов, содержащих мезоны. Об экзотических атомах см. в [3]. [1] Fermi E & Teller E, Phys. Rev. 72 399 (1947) [2] Hori M et al., Nature 581 37 (2020) [3] Меньшиков Л И, Есеев М К, УФН 171 149 (2001), [Phys. Usp. 44 135 (2001)]

Сильная квантовая связь на расстоянии 1 метр

Для квантовых технологий важна связь между системами, осуществляемая с квантовой точностью без потери когерентности. Между близкими объектами такую связь легко осуществить напрямую либо через поле в резонаторе. Однако для далёких систем создание квантовой связи представляет значительные трудности из-за ослабления сигналов и рассеяния квантовой информации. P. Treutlein (Базельский университет, Швейцария) и его коллеги реализовали в своём эксперименте [4] дальнюю связь через луч лазера в петлевой конфигурации с несколькими проходами в двух направлениях. Петля связи позволяет компенсировать некоторые виды потерь за счёт деструктивной интерференции квантового шума. Эта методика была применена для связи общего спинового состояния 107 атомов 87Rb в магнитном поле в оптической дипольной ловушке и расположенного на расстоянии 1 м механического осциллятора, представляющего собой квадратную мембрану из нитрида кремния в оптической полости. Спины возмущались с помощью небольшого соленоида, и возмущение коллективного спина приводило к вращению поляризации света, которое конвертировалось в возмущение амплитуды световой волны и в итоге оказывало силовое воздействие на осциллятор. И наоборот, смещения мембраны в обратном порядке влияли на спин. Квантовая связь при комнатной температуре была продемонстрирована в различных режимах с положительной и отрицательной эффективной массой ансамбля спинов. [4] Karg T M et al., Science, онлайн-публикация от 7 мая 2020 г.

Начальная стадия фотовозбуждения молекул

В ускорительной лаборатории SLAC исследован процесс перераспределения электронной плотности в молекуле на начальном этапе её возбуждения лазерными импульсами. P.M. Weber (Брауновский университет, США) и его коллеги изучали относительно небольшие органические молекулы 1,3-циклогексадиена C6H8 в разреженном газе при комнатной температуре [5]. Сразу после воздействия оптических лазерных импульсов молекулы освещались сверхкороткими рентгеновскими импульсами от лазера на свободных электронах LCLS. По их рассеянию была найдена разность электронных плотностей до и после начала воздействия лазерных импульсов. Эти прямые измерения показали, что на малом расстоянии <3 Å от центра молекулы плотность электронного облака уменьшается, тогда как на большем расстоянии (4-9) Å она повышается. Такой характер фотовозбуждения воспроизводится и в теоретических расчётах как переход в диффузное электронное 3p-состояние. Подобные исследования могут помочь в понимании механизмов различных фотохимических процессов. [5] Yong H et al., Nature Communications 11 2157 (2020)

Лазерное излучение с большим орбитальным угловым моментом

H. Sroor (Университет Витс, ЮАР) и соавторы создали лазер [6], генерирующий излучение с большой величиной орбитального углового момента — с квантовыми числами до l = 100. В предшествующих работах с помощью жидких кристаллов были получены лишь на порядок меньшие l. В новом устройстве применяется метаповерхность, интегрированная в лазерную генерирующую среду с ИК-накачкой на нелинейном кристалле в оптическом резонаторе. Метаповерхность состояла из массива стержней прямоугольного сечения, изготовленных из аморфного оксида титана TiO2 на подложке из кварца. Стержни ориентированы своими длинными сторонами перпендикулярно поверхности (вдоль направления луча лазера). Они имеют различную длину и специальным образом расположены по поверхности так, что проходящая через метаповерхность волна получает в каждом стержне определенный сдвиг фазы и в итоге большой суммарный угловой момент. Данный метод создания метаповерхности позволяет получать структурированный свет с различными характеристиками в достаточно компактном устройстве с небольшим числом оптических элементов. Свет с большим орбитальным угловым моментом может найти полезные применения в различных областях, в том числе в квантовой связи и в метрологии. [6] Sroor H et al., Nature Photonics, онлайн-публикация от 27 апреля 2020 г.

Микроволновый квантовый радар