Асимметрия в захвате нейтронов водородом

Электрослабые силы, нарушающие чётность, дают некоторый вклад во взаимодействие кварков внутри протонов и нейтронов, что является причиной небольшой корреляции между спинами и импульсами нуклонов. Коллаборация NPDGamma впервые зарегистрировала этот вклад в эксперименте с нейтронным источником в Национальной лаборатории Ок-Ридж (США). Измерялось сечение захвата поляризованных нейтронов молекулами жидкого параводорода. Испускаемое при этих захватах гамма-излучение имеет асимметрию – вдоль направления спинов нейтронов фотоны вылетают чаще, чем в противоположном направлении. В эксперименте измерен параметр асимметрии $A^{np}_\gamma =$ [-3,0 ± 1,4(стат.) ± 0,2(сист.)] × 10−8. Поскольку расчёты данного эффекта связаны с техническими сложностями, полученные данные помогут проверить используемые теоретические модели. Источник: Phys. Rev. Lett. 121 242002 (2018)

Крутящий момент Казимира

В 1961 г. в работе И.Е. Дзялошинского, Е.М. Лифшица и Л.П. Питаевского в УФН 73 381 (1961) было показано, что эффект Казимира может при определённых условиях создавать крутящий момент. Затем теория данного явления развивалась в работах Е.И. Каца в ЖЭТФ 60 1172 (1971), V.A. Parsegian и G.H. Weiss в J. Adhes. 3 259 (1972), Ю.С. Бараша и В.Л. Гинзбурга в УФН 116 5 (1975), Ю.С. Бараша в Radiophys. Quantum Electron. 21 1138 (1978) и др. Крутящий момент возникает в том случае, когда расположенные рядом тела имеют оптически анизотропные свойства. Спектральный состав квантовых флуктуаций электромагнитного поля в пространстве между телами зависит от взаимной ориентации главных оптических осей этих тел, поэтому тела стремятся повернуться так, чтобы достичь состояния с наименьшей полной энергией. Это теоретическое предсказание впервые подтверждено в работе D.A.T. Somers (Мэрилендский университет, США) и соавторов. Они измерили крутящий момент Казимира между твердым двулучепреломляющим кристаллом и жидким кристаллом класса 5CB. Через кристаллы пропускался луч поляризованного света и исследовалось изменение его яркости в зависимости от угла между главными осями кристаллов. Поворот молекул жидкого кристалла под влиянием крутящего момента Казимира влиял на прохождение света. Таким образом, жидкий кристалл применялся и для создания крутящего момента и для измерений. Удалось измерить поверхностную плотность крутящего момента величиной ≈ 3 × 10−9 Н м м−2. Эксперимент показал отличное согласие с теоретическими расчётами как для знака, так и для величины крутящего момента Казимира. Источник: Nature 564 386 (2018)

Сверхпроводимость LaH10 при высоком давлении

Две группы исследователей независимо сообщили о наблюдении ими признаков сверхпроводимости в гидриде лантана под большим давлением при рекордно высокой температуре. Это вещество относится к обычным сверхпроводникам, описываемым теориями Бардина – Купера – Шриффера и Мигдала – Элиашберга. Недавнее открытие сверхпроводимости в H2S при температуре 203 K вызвало новый интерес к данному типу сверхпроводников, т.к. теоретически нет препятствий для их сверхпроводимости даже при комнатной температуре. М.И. Еремец (Института химии Общества им. М. Планка, Германия) и его коллеги обнаружили, что в LaH10 зависимость критической температуры от давления имеет максимум в районе Tc=250-252 K при давлении 170 ГПа. Образец подвергался сжатию в алмазной наковальне. Сверхпроводимость отмечена по падению электрического сопротивления и по изотопному эффекту при замене обычного водорода на дейтерий. Кроме того, Tc зависела от внешнего магнитного поля из-за его влияния на куперовские пары. Другая группа исследователей под руководством R.J. Hemley (Университет им. Дж. Вашингтона, США) выполнила похожий эксперимент с алмазной наковальней и обнаружила падение сопротивления образца LaH10 при охлаждении до 280 K (7°C) под давлением ≈ 196 ГПа. Эти результаты дают надежду на получение в будущем и комнатнотемпературной сверхпроводимости. Источники: arXiv:1812.01561 [cond-mat.supr-con], Phys. Rev. Lett. 122 027001 (2019)

Время когерентности графенсодержащего кубита

W.D. Oliver (Массачусетский технологический институт, США) и его коллеги впервые измерили время когерентности (55 нс) сверхпроводящего кубита, в котором джозефсоновский контакт создан с использованием графена. Применение графена уменьшает диссипацию, что улучшает когерентность. Слой графена был помещён между двумя слоями гексагонального нитрида бора h-BN на алюминиевом основании. Полученная гетероструктура относится к так называемым слоистым веществам Ван-дер-Ваальса. Энергетический спектр созданного трансмонного кубита аналогичен спектру безмассовых дираковских фермионов, движущихся баллистически. Слоистые вещества Ван-дер-Ваальса ранее уже были получены, но свойства их квантовой когерентности исследованы не были. В новом эксперименте продемонстрирована когерентность и возможность управлять состоянием созданного кубита с помощью электрического напряжения. Источник: Nature Nanotechnology, онлайн-публикация от 31 декабря 2018 г.

Чёрная дыра промежуточной массы в Галактике