Перенос тепла через квантовый клапан

Исследователи из Университета Аалто (Финляндия) под руководством J. Pekola создали устройство, которое может стать платформой для изучения ряда квантово-термодинамических явлений. Устройство состоит из двух металлических резисторов (тепловых резервуаров), соединённых с двумя одинаковыми микроволновыми резонаторами. Между резонаторами находится сверхпроводящий трансмонный кубит, имеющий с ними ёмкостную связь. Возможность распространения фотонов от одного резистора к другому через кубит зависит от его квантового состояния, т.е. кубит выполняет роль квантового клапана. Т.к. фотоны переносят тепло, передача тепла между резисторами-резервуарами может исследоваться на квантовом уровне. Эффективность передачи зависит от соотношения частот резонаторов и набора собственных частот кубита, а также от величины связей между кубитом, резонаторами и резервуарами, и при различных режимах связи получаются качественно разные результаты. В эксперименте была исследована передаваемая мощность при различной температуре в зависимости от величины магнитного потока, которая влияет на частоту колебаний в трансмонном кубите. Было показано, что устройство функционирует в согласии теоретическим расчётами. Такой клапан может быть полезен, в частности, для создания квантовых тепловых машин. Источник: Nature Physics, онлайн-публикация от 9 июля 2018 г.

Квантово запутанное состояние 18 кубитов

Создание квантовой запутанности всё большего числа частиц и когерентное управление их состояниями является одной из центральных тем исследований в квантовой информатике, т.к. позволяет реализовывать более мощные квантовые алгоритмы. В эксперименте X.-L. Wang (Научно-технический университет Китая) и др. впервые получено запутанное состояние 18-и кубитов. Запутанность по нескольким степеням свободы, называемая гиперзапутанностью, была получена по траекториям, поляризации и орбитальному угловому моменту шести фотонов. Ранее удалось создать запутанное состояние из 14 ионов (по одной степени свободы на ион) и 10-кубитное запутанное состояние 5 фотонов (по две степени свободы). Сначала X.-L. Wang и др. методом параметрической вниз-конверсии в нелинейном кристалле создали три пары фотонов в запутанных состояниях. Фотоны проходили через сплиттеры и объединялись в едином одномодовом оптоволокне, становясь гиперзапутанными и имея в совокупности 262144 состояний. Измерение состояний отдельного кубита и проверка общей запутанности является не менее сложной задачей, чем создание запутанности. Эти измерения производились в три этапа: с применением интерферометров Маха – Цендера, измерений поляризации и измерений орбитального углового момента с помощью сплиттеров, призм и интерферометров. Таким путём осуществлялся индивидуальный контроль состояния каждого кубита. Всего в установке имелось 30 интерферометров и 48 однофотонных детекторов. Статистическая значимость запутанности 18 кубитов превышает 13 σ. Источник: Phys. Rev. Lett. 120 260502 (2018)

Высокая теплопроводность кристаллов BAs

Для охлаждения микроэлектронных устройств требуются материалы с высокой теплопроводностью. Алмаз, обладающий рекордной теплопроводностью, не подходит для этих целей, т.к. его коэффициент теплового расширения сильно отличается от соответствующего коэффициента элементов микроэлектроники. Теоретические расчеты, выполненные в 2003 г. L. Lindsay, D.A. Broido и T.L. Reinecke, указывали на то, что монокристаллы арсенида бора BAs должны обладать высокой теплопроводностью за счёт определенных свойств их фононного спектра. L. Shi (Техасский университет в Остине, США) и его коллеги синтезировали высококачественные кристаллы BAs с размерами 4 × 2 × 1 мм3 и подтвердили их высокую теплопроводность – до 1000 Вт м-1 К-1, что значительно выше, например, теплопроводности меди (400 Вт м-1 К-1). Измерения производились как путем импульсного локального нагрева лазером, так и путем контактного нагрева и измерения стационарного распределения температуры по поверхности. Расчёты показывают, что важную роль в теплопроводности BAs играют четырехфононные взаимодействия. Их учет понижает теплопроводность по сравнению с трехфононным приближением, но расчётная величина остается все же несколько выше измеренной в эксперименте. В другом независимом эксперименте Y. Hu (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, США) и его коллеги также синтезировали высококачественные монокристаллы BAs и измерили их теплопроводность при комнатной температуре, которая оказалась равной 1300 Вт м-1 К-1. Данные спектроскопии говорят о том, что в BAs имеет место большая длина свободного пробега фононов и сильная ангармоничность высокого порядка в четырёхфононном процессе. Источник: Science, онлайн-публикация от 5 июля 2018 г., Science, онлайн-публикация от 5 июля 2018 г.

Коллективные спиновые моды в газе