Прямое наблюдение T-неинвариантности в системе B-мезонов

Прямые измерения нарушения T-инвариантности (инвариантности процессов при обращении времени) для K-мезонов ранее были выполнены в ЦЕРНе и в Национальной лаборатории им. Э. Ферми, однако полученные результаты содержали значительную неопределенность. Нарушение T-инвариантности в системе B-мезонов прежде было установлено только косвенным путем по нарушению CP-инвариантности. С помощью нового метода анализа данных эксперимента BaBar, проводимого в Национальной ускорительной лаборатории SLAC, удалось измерить эффект нарушения T-инвариантности для B-мезонов напрямую, без привлечения CPT-теоремы. В эксперименте BaBar при распадах резонансов Υ(4S) рождались пары B0-анти-B0 в квантово-запутанных (entangled) состояниях. Запутанность позволила сравнить темпы процессов, отвечающих различной упорядоченности по времени распадов B0 и анти-B0 и с перестановкой конечных состояний (продуктов распадов). В результате, нарушение T-инвариантности установлено с большой статистической значимостью — 14 σ. Измеренные параметры, характеризующие нарушения T-инвариантности, соответствуют величинам, полученным ранее из эффекта нарушения CP-инвариантности. Источник: Phys. Rev. Lett. 109 211801 (2012)

Сверхпроводимость в La2-xSrxCuO4

Группа Ивана Божовича (I. Bozovic) из Брукхейвенской национальной лаборатории, продолжая эксперименты, описанные ранее, в частности, в УФН 178 179 (2008), обнаружилa, что при определенных условиях понижение температуры не вызывает, а подавляет сверхпроводимость в соединении La2-xSrxCuO4. Слой La2-xSrxCuO4 выращивался на подложке усовершенствованным методом молекулярно-пучковой эпитаксии, позволяющим контролировать уровень допирования x. Вблизи температуры сверхпроводящего перехода имеют место сверхпроводящие флуктуации, которые обычно предшествуют сверхпроводимости. Неожиданным результатом стало то, что в образцах с x = 0,055 - 0,06 сверхпроводящие флуктуации подавлены, и при достаточно большом магнитном поле они отсутствуют. Причем, с понижением температуры подавление усиливается, и сверхпроводимость не возникает. Возможно, что причиной служат структурные дефекты, которые при низкой температуре задерживают электроны (эффект локализации электронов). При повышении уровня допирования эффект подавления исчезал. Например, образец с x = 0,07 становился сверхпроводящим при охлаждении до Tc = (9 ± 1) К. Источник: Nature Materials 12 47 (2013)

Акустический аналог динамического эффекта Казимира

C.I. Westbrook и его коллеги из Лаборатории им. Ш. Фабри (Universite Paris-Sud, Франция) реализовали акустический аналог динамического эффекта Казимира, впервые наблюдавшегося в 2011 г. В динамическом эффекте Казимира виртуальные частицы превращаются в реальные за счет быстрого неадиабатического изменения граничных условий. В эксперименте C.I. Westbrook и др. изменялся потенциал оптической ловушки, в которой находился конденсат Бозе – Эйнштейна атомов гелия, что приводило к изменению скорости звука и спектрального состава колебаний в конденсате. Потенциал варьировался путем изменения интенсивности лазерных лучей, создающих ловушку. В первом варианте эксперимента потенциал резко изменялся один раз, а во втором — испытывал 10%-ную синусоидальную модуляцию в течение 25 мс до выключения ловушки и разлета облачка конденсата. В результате этих изменений тепловые флуктуации в конденсате превращались в пары элементарных возбуждений — квазичастиц, движущихся в противоположных направлениях с одинаковыми по модулю импульсами и частотой, равной половине частоты модуляции. Возбуждениям соответствовали боковые составляющие у распределения скоростей частиц газа в разлетающемся облачке. Эти возбуждения удовлетворяли дисперсионному соотношению Боголюбова – де Жена как в режиме фононов, когда возбуждения состояли из нескольких коррелированных атомов, так и в режиме единичных атомов. В дальнейших планах исследователей — получить акустический аналог излучения Хоукинга, подобно тому, как в 2009 г. в эксперименте J. Steinhauer и др. был создан акустический аналог горизонта черной дыры. Источник: Phys. Rev. Lett. 109 220401 (2012)

Влияние света на проводимость диэлектриков

F. Krausz (Институт квантовой оптики Общества им. М. Планка, Германия) и его коллеги продемонстрировали методику сверхбыстрого управления проводимостью диэлектриков с помощью мощных фемтосекундных импульсов ближнего ИК-диапазона, состоящих всего лишь из нескольких колебаний световой волны. Под влиянием этих импульсов проводимость аморфного диоксида кремния SiO2 за ≈ 1 фс возрастала на 18 порядков величины и за такое же время уменьшалась. Поле волны напряженностью в несколько вольт на ангстрем существенно изменяло электронную структуру, но этот переход тем не менее протекал обратимым образом без разрушения атомного строения образца. Измерения проводимости производились спектроскопическими методами и по току, текущему через электроды. Обнаруженные свойства хорошо объясняются теоретической моделью, которую разработали V. Apalkov и M. Stockman. Хотя влиять на проводимость полупроводников намного проще, изменения в них происходят гораздо медленнее, чем в диэлектриках. Новый эффект открывает принципиальную возможность сверхбыстрого управления электрическими сигналами в перспективных устройствах, работающих в диапазоне ТГц и даже ПГц (1015 Гц). Источники: Nature , онлайн-публикация - 1 и онлайн-публикация - 2 от 5 декабря 2012 г.

Гамма-всплески от молний