Нарушение CP-инвариантности

В японской лаборатории KEK коллаборацией Belle получены данные, противоречащие Стандартной модели элементарных частиц. Два года назад в экспериментах Belle и BaBar (Стэнфорд) было обнаружено нарушение CP-инвариантности в системе B-мезонов. Важнейший параметр, характеризующий CP-нарушение, оказался равным sin2phi1=0.731+-0.056, что хорошо согласуется с данными многих других экспериментов. Согласно Стандартной модели, величина этого параметра должна быть одинакова во всех процессах. Коллаборацией Belle выполнен новый эксперимент, в котором изучалась мода распада на phi- и Ks-мезоны B0->phi+Ks. Неожиданно оказалось, что для этой реакции величина sin2phi1 составляет -0.96+-0.50, причем вероятность статистической флуктуации менее 0.1%. Реакция B0->phi+Ks происходит через флуктуацию, при которой b-кварк внутри B-мезона на короткий промежуток времени расщепляется на t-кварк и W-бозон. Обнаруженная аномалия может быть объяснена тем, что вместо t-кварка или W-бозона в некоторых случаях появляется новая не обнаруженная пока частица, например из тех, что предсказываются суперсимметричными моделями. Для проверки результатов Belle требуются независимые эксперименты. Источник: http://www.kek.jp/press/2003/belle3e.html

Бозе-эйнштейновский конденсат атомов иттербия

Y.Takahashi и его коллеги из Киотского университета (Япония) впервые получили бозе-эйнштейновский конденсат атомов иттербия, имеющих два валентных электрона. Причем атомы конденсата находились в синглетном немагнитном состоянии, когда спины электронов противоположно направлены. Полученные до сих пор бозе-эйнштейновские конденсаты других веществ находились в магнитном состоянии: их атомы имели либо один валентный электрон, что обуславливало парамагнетизм веществ, либо (в случае гелия) два валентных электрона находились в триплетном состоянии с одинаково направленными спинами. Для получения конденсата иттербия использовался оптический метод. Удержание атомов и их испарительное охлаждение производилось лазерными лучами. Примерно 5000 атомов иттербия переводились в конденсат и находились в этом состоянии около половины секунды. По мнению авторов эксперимента, бозе-эйнштейновский конденсат иттербия может быть использован в атомных часах и в экспериментах по проверке фундаментальных симметрий. Представляет также интерес изучение вырожденных газов, состоящих из других стабильных изотопов иттербия. Источник: Phys. Rev. Lett. 91 040404 (2003)

Квантовая логическая ячейка на основе экситонов

D.Steel и его коллеги из Мичиганского университета создали квантовую логическую ячейку на основе двух экситонов, заключенных в квантовую точку. Экситоном называют систему электрона и электронной вакансии - дырки. Полупроводниковая квантовая точка представляла собой слой арсенида галлия между двумя барьерами из соединения алюминия и арсенида галлия. Электроны оказывались захвачены в квантовую точку благодаря тому, что арсенид галлия имел энергетическую щель меньшей величины, чем барьеры. Система имела четыре состояния: состояние с двумя невозбужденными электронами, два состояния (различающиеся поляризацией) с одним экситоном и состояние с двумя экситонами. Возбуждение электронов и управление логическим состоянием ячейки производилось с помощью световых импульсов. Ячейка оперировала с двумя кубитами информации и могла выполнять операцию "логическое НЕТ". Источник: Science 301 809 (2003)

Космологическая постоянная

R.Scranton и его коллеги из университета г.Питтсбурга (США) получили новое независимое свидетельство существование во Вселенной энергии вакуума (космологической постоянной). Обнаружены положительные ахроматические корреляции между флуктуациями реликтового излучения, измеренными в эксперименте WMAP, и распределением галактик в обзоре Sloan Digital Sky Survey. Корреляции согласуются с теми, которые ожидаются за счет интегрального эффекта Сакса-Вольфа и обусловлены пролетом фотонов реликтового излучения через области с повышенной плотностью вещества (повышенной концентрацией галактик). Энергия вакуума благодаря уравнению состояния p=-e уменьшает глубину гравитационных потенциальных ям. Этот эффект отражается на форме указанных корреляций, что позволило выявить присутствие космологической постоянной. Источник: http://arXiv.org/abs/astro-ph/0307335

Несферичность взрыва сверхновой

Астрономы из Берклеевской национальной лаборатории, из Европейской Южной обсерватории (ESO) и из Техасского университета впервые обнаружили несферичность взрыва сверхновой типа Ia. Идея о том, что взрыв сверхновой может произойти несимметрично, была высказана Л.М.Озерным в 1965 г. С помощью телескопа VLT, расположенного в Чили, наблюдалась сверхновая 2001el в галактике NGC1448. В пике светимости сверхновой была зарегистрирована поляризация ее излучения, которая свидетельствует о несферичности расширяющейся оболочки. Вдоль меньшей оси размер оболочки на 10% меньше, чем ее размер вдоль большей оси. Спустя неделю поляризация исчезла. Это связано вероятно с тем, что основной вклад в светимость стали давать внутренние более сферические слои. Данное исследование важно для космологических измерений, поскольку сверхновые типа Ia используются в качестве "стандартных свечей" на космологических расстояниях. В частности, по наблюдениям этих сверхновых впервые был сделан вывод о наличии во Вселенной космологической постоянной. Источник: http://arxiv.org/abs/astro-ph/0303397; http://www.lbl.gov/Science-Articles/Archive/Phys-supernovae-shape-up.html

Органика в космосе

С помощью 12-метрового радиотелескопа (обсерватория NRAO в Аризоне) в одном из пылевых межзвездных облаков в нашей Галактике найдена аминокислота CH2NH2COOH. Молекулы аминокислоты идентифицированы спектроскопическим методом. Источник: physicsweb.org.

Передача спина электрона по молекулярному мосту

Min Ouyang и David Awschalom из Университетов Калифорнии и Санта-Барбары разработали методику перемещения спинового электронного состояния по микроскопическому мосту, состоящему из нескольких молекул. Методика может оказаться полезной в создании так называемых "спинтронных" устройств, в которых вместо электрических токов текут спиновые токи. Источник: physicsweb.org.

Нарушение CP-инвариантности

В японской лаборатории KEK коллаборацией Belle получены данные, противоречащие Стандартной модели элементарных частиц. Неожиданно оказалось, что для реакции B0->phi+Ks величина sin2phi1 (параметр, характеризующий CP-нарушение ) составляет -0.96+-0.50, что противоречит данным по другим процессам, в которых sin2phi1=0.731+-0.056. Источник: www.kek.jp.

Бозе-эйнштейновский конденсат атомов иттербия

Y.Takahashi и его коллеги из Киотского университета (Япония) впервые получили бозе-эйнштейновский конденсат атомов иттербия. Удержание атомов и их испарительное охлаждение производилось лазерными лучами. Примерно 5000 атомов иттербия переводились в конденсат и находились в этом состоянии около половины секунды. Источник: physicsweb.org.

Квантовая логическая ячейка на основе экситонов

D.Steel и его коллеги из Мичиганского университета создали квантовую логическую ячейку на основе двух экситонов, заключенных в квантовую точку. Система имела четыре состояния: состояние с двумя невозбужденными электронами, два состояния (различающиеся поляризацией) с одним экситоном и состояние с двумя экситонами. Ячейка оперировала с двумя кубитами информации и могла выполнять операцию "логическое НЕТ". Источник: physicsweb.org.

Космологическая постоянная

R.Scranton и его коллеги из университета г.Питтсбурга (США) получили новое независимое свидетельство существование во Вселенной энергии вакуума (космологической постоянной). Обнаружены положительные ахроматические корреляции между флуктуациями реликтового излучения, измеренными в эксперименте WMAP, и распределением галактик в обзоре Sloan Digital Sky Survey. Ввиду эффекта Сакса-Вольфа, данные корреляции свидетельствуют о наличии космологической постоянной. Источник: arXiv.org.

Несферичность взрыва сверхновой

Астрономы из Берклеевской национальной лаборатории, из Европейской Южной обсерватории (ESO) и из Техасского университета впервые обнаружили несферичность взрыва сверхновой типа Ia. С помощью телескопа VLT, расположенного в Чили, наблюдалась сверхновая 2001el в галактике NGC1448. По измерению поляризации установлено, что вдоль меньшей оси размер оболочки на 10% меньше, чем ее размер вдоль большей оси. Источник: www.lbl.gov.

Эллиптические галактики без темной материи

A.J.Romanowsky и его коллеги исследовали движение планетарных туманностей в трех эллиптических галактиках средней величины и обнаружили кеплеровское движение во внешних областях галактик. Наблюдаемая кинематика лучше всего описывается динамической моделью, в которой очень мало или отсутствует темная материя (скрытая масса). Источник: arXiv.org.

Гироскопический эффект в бозе-эйнштейновском конденсате

Группой исследователей из Оксфордского университета обнаружена прецессия вращающегося бозе-эйнштейновского конденсата, имеющего эллипсоидальную форму. Прецессирует плоскость, в которой возбуждены колебания конденсата по "seissors" механизму. Источник: ojps.aip.org.

Квантовая интерференция органических молекул

В Институте экспериментальной физики Венского университета впервые обнаружена квантовая интерференция органических молекул биологического происхождения. Молекулы C44H30N4 входят в состав хлорофила и гемоглобина. В аналогичном эксперименте обнаружена квантовая интерференция молекул C60F48, ставших тем самым наиболее крупными органическими (но не биологическими) молекулами, у которых обнаружены квантовые свойства. Источник: physicsweb.org.

Одноатомный лазер

J.Kimble и его коллеги из Калифорнийского технологического института сконструировали лазер на основе единичного атома в микрополости. Эта система (предельный вариант лазера) способна излучать 100000 фотонов в секунду. Источник: www.aip.org.

Рекордное охлаждение

W.Ketterle и его коллеги из MIT, используя новую гравимагнитную атомную ловушку, охладили бозе-эйнштейновский конденсат атомов натрия до рекордно низкой температуры 0.45нК. Охлаждение производилось путем оптического испарения атомов и расширения ловушки. Источник: web.mit.edu.

Сила Казимира между различными металлами

R.S.Decca и его коллеги впервые выполнили точные измерения силы Казимира (обусловленной нулевыми квантовыми колебаниями) между различными металлами: плоским слоем меди и слоем серебра, напыленным на сферу. Источник: ojps.aip.org.