Cтатьи, принятые к публикации

Обзоры актуальных проблем

Газовые оболочки экзопланет-горячих юпитеров

, , ,
Институт астрономии РАН, ул. Пятницкая 48, Москва, 119017, Российская Федерация

В работе рассматриваются физические характеристики и динамика газовых оболочек горячих юпитеров (ГЮ) — газовых гигантов, масса которых сопоставима с массой Юпитера, а большая полуось орбиты меньше 0.1 а.е. С момента открытия первого ГЮ прошло уже почти четверть века, однако, до сих пор многие вопросы о их происхождении и свойствах остаются открытыми. Научный интерес к ГЮ имеет две основных причины. Первая — это отсутствие подобных планет в нашей Солнечной системе, что бросает открытый вызов всем космогоническим теориям. Вторая — характеристики атмосфер экзопланет в настоящее время могут быть получены, главным образом, для транзитных ГЮ, путем исследования их абсорбционных спектров. Планеты этого типа легко наблюдаемы по сравнению с другими, поскольку они имеют большой размер, а их транзиты могут наблюдаться при значительно больших углах наклона орбитальной плоскости. Сравнительно недавно были получены данные о наличии, по крайней мере у некоторых ГЮ, протяженных газовых оболочек, простирающихся далеко за пределы их полостей Роша. В статье основное внимание уделено результатам теоретических исследований и численного моделирования динамики оболочек ГЮ. Также обсуждаются вопросы экспериментальной проверки полученных результатов и предсказаний с использованием планируемых российских космических телескопов "Спектр-УФ" (международное название WSO-UV) и "Миллиметрон".

Ключевые слова: горячие юпитеры, атмосферы экзопланет, аэрономические модели, МГД