Поиск бозона Хиггса

Путем объединения данных двух экспериментов CDF и D0, проводимых на ускорителе Тэватрон в Лаборатории им. Э. Ферми, получены новые ограничения на возможную массу бозона Хиггса. Ранее в экспериментах на электрон-позитронном коллайдере в ЦЕРНе было установлено, что масса бозона Хиггса превышает 114 ГэВ. С другой стороны, теоретические расчеты процессов с участием бозона Хиггса ограничивают его массу сверху величиной 185 ГэВ. В настоящее время проводятся систематические поиски бозона Хиггса в интервале возможных масс 114-185 ГэВ, и уже исключены отдельные участки этого диапазона (см. УФН 178 1012 (2008) ). Согласно данным CDF и D0, бозон Хиггса не может иметь массу в интервале 160-170 ГэВ с вероятностью 95%. Также в эксперименте D0 c рекордной на сегодняшний день точностью измерена масса W-бозона — 80,401 ± 0,044 ГэВ. Повышение точности в измерении массы W-бозона может помочь в поисках бозона Хиггса путем уточнения границ его возможных масс и улучшения точности в расчетах реакций с его участием. Источник: http://arxiv.org/abs/0903.4001

Усиление люминесценции углеродных нанотрубок

F. Papadimitrakopoulos и его коллеги из университета Коннектикута нашли способ усиления люминесцентного свечения однослойных углеродных нанотрубок до рекордно большого уровня эффективности 20%. Светимость нанотрубок ограничена за счет дефектов их поверхности, таких как абсорбированные молекулы кислорода. Ранее, помещая нанотрубки в растворы-суспензии, удавалось достичь эффективности люминесценции лишь на уровне 0,5%. В новом эксперименте нанотрубки покрывались слоем соединения FC12 — аналога флавина-мононуклеотида, близкого по составу к витамину B. По мере нанесения такого покрытия происходила самоорганизация молекул FC12 в трубку, коаксиальную с углеродной нанотрубкой, и при этом с поверхности нанотрубки автоматически удалялись посторонние молекулы. Люминесцентное свечение вызывается облучением нанотрубок ИК-излучением, либо путем электрического возбуждения. Углеродные нанотрубки с высокой эффективностью люминесценции могут найти множество полезных применений, например, в фотодетекторах нанометрового масштаба и в биологических сенсорах. Источник: Science 323 1319 (2009)

Охлаждение нанотрубок

P. Avouris и его коллеги из исследовательского центра компании IBM и Университета г. Дюк (США) обнаружили, что тепло от углеродной нанотрубки может отводиться на контактирующую с ней подложку даже если между ними нет химической связи. В эксперименте исследовались нанотрубки на подложке из оксида кремния в конфигурации, похожей на полевой транзистор. Тепловые колебания регистрировались методом рамановской спектроскопии. Передача тепла от нанотрубок объясняется электрическим взаимодействием между зарядами: электроны нанотрубки взаимодействуют с наведенными электрическими полями от подложки, энергия передается зарядам подложки вблизи ее поверхности, и затем тепловые колебания уносятся вглубь образца. Обнаруженный эффект важен для решения проблемы охлаждения микроэлектронных устройств на основе углеродных нанотрубок. Источник: physicsworld.com

Стохастический резонанс в цифровой электронике

W. Ditto (Аризонский университет) и его коллеги обнаружили, что работа логического элемента может быть стабилизирована определенным уровнем стохастических шумов. Обычно шумы являются помехой в работе электронных устройств, приводя, например, к непредсказуемым переключениям состояний логических элементов. Однако в некоторых нелинейных системах возможен стохастический резонанс, когда при повышении уровня широкополосных шумов появляется возможность выделения полезного сигнала за счет того, что сумма сигнала и шума превышает некоторое пороговое значение (о стохастическом резонансе см. УФН 169 39 (1999) и УФН 179 266 (2009) ). Стохастический резонанс проявляется, в частности, в чередовании климатических циклов и в нейронных системах. В Аризонском университете выполнено математическое моделирование логического элемента, на вход которого подаются два прямоугольных сигнала и шумы, и обнаружено, что при повышении уровня шумов работа элемента становится предсказуемой, причем стабильность сохраняется в достаточно широком интервале амплитуд шумов. Теоретические выводы были подтверждены исследованиями электронного аналога рассматриваемой нелинейной системы. Другим полезным свойством сконструированного логического элемента является возможность изменения его логических свойств на противоположные с помощью управляющего сигнала. Источник: Phys. Rev. Lett. 102 104101 (2009)

Рентгеновские наблюдения пульсара PSR J0108-1431

С помощью космической рентгеновской обсерватории Чандра обнаружен самый старый из известных на сегодняшний день изолированных (вне двойных систем) пульсаров, излучающих в рентгеновском диапазоне. По радионаблюдениям установлено, что пульсар PSR J0108-1431 имеет возраст около 170 млн. лет. Неожиданным результатом стало то, что рентгеновская светимость пульсара очень высока, несмотря на его большой возраст и медленное вращение (с периодом 0,8 с). Примерно 0,4% энергии, связанной с замедлением вращения, преобразуется в рентгеновское излучение. Пульсар PSR J0108-1431 находится на расстоянии 770 световых лет от Земли и движется со скоростью около 200 км с-1. Не ясным пока остается механизм рентгеновской светимости. Возможно, что в излучении присутствуют две компоненты, одна из которых генерируется в магнитосфере пульсара, а вторая — вблизи полюсов. Источники: http://arxiv.org/abs/0803.0761, http://chandra.harvard.edu/press/09_releases/press_022609.html

Темная материя в карликовых галактиках

С помощью космического телескопа Хаббла исследованы 29 карликовых эллиптических галактик в ядре скопления галактик Персей, находящегося на расстоянии 250 млн. световых лет от Земли. В отличие от соседствующих с ними спиральных галактик, карликовые галактики имеют правильную форму без видимых признаков разрушения приливными гравитационными силами со стороны ядра скопления и других галактик. Это говорит о том, что карликовые галактики имеют достаточно большую массу, препятствующую приливному разрушению. Эта невидимая масса заключена в темной материи (скрытой массе). Отношение масса-светимость исследованных карликовых галактик достигает значений ≈120 в солнечных единицах. Таким образом, установлено, что в карликовых эллиптических галактиках в ядрах скоплений, так же как и в карликовых сфероидах Локальной группы галактик, содержится относительно большое количество темной материи. Источники: http://arxiv.org/abs/0811.3197 , http://hubblesite.org/newscenter/archive/releases/2009/11/full/

Изотоп 18F

В лаборатории GANIL (Франция) исследованы ядерные реакции, ведущие к образованию ядер нестабильного изотопа 18F, распады которых играют ключевую роль в генерации излучения при вспышках новых звезд (термоядерные взрывы на белых карликах). Оказалось, что в этих процессах производится меньшее количество 18F, чем считалось ранее, в связи с быстрым разрушением ядер 18F в сопутствующих ядерных реакциях. Источник: physorg.com

Эффект Кондо в наноконтактах

R. Calvo и ее коллеги обнаружили эффект Кондо (уменьшение проводимости за счет переворота спина электрона) в одноатомном контакте между ферромагнитными материалами. Источник: http://www.sciencedaily.com/releases/2009/04/090429152426.htm

Оптический демон Максвелла

J.J. Thorn и его коллеги с помощью двух лазерных лучей создали оптический барьер, пропускающий атомы 87Rb лишь в одну сторону. Эта система лучей, работающая как атомный диод, является аналогом демона Максвелла. Источник: http://arxiv.org/abs/0903.3635v1

Электроника на основе графена

R. Sordan и его коллеги из Политехнического института Милана (Италия) методом электронной литографии получили единую систему из двух графеновых транзисторов. Источник: physicsworld.com

Сверхмощный лазер

В Национальной лаборатории SLAC (США) построен рентгеновский лазер на свободных электронах, обладающий рекордно большой мощностью. Источник: http://home.slac.stanford.edu/pressreleases/2009/20090421.htm

Экзотическая молекула

V. Bendkowsky и ее коллеги создали и исследовали молекулу, состоящую из ридберговского и обычного (в основном состоянии) атомов рубидия. Молекула имеет размер около 100 нм и время жизни 18 мкс. Nature 458 1005 (2009)