Нарушение четности при электрон-электронных взаимодействиях

Нарушение четности (инвариантности по отношению к пространственным отражениям) обнаружено в 1956г в распадах ядер кобальта и затем наблюдалось во многих других процессах. В Стэндфордском центре линейных ускорителей (SLAC) коллаборацией E158 впервые зарегистрировано нарушение четности в упругих электрон-электронных столкновениях при низкой энергии (в процессе Меллеровского рассеяния). Нарушение P-инвариантности вызывается нейтральными слабыми токами, но обмен Z0-бозонами дает очень малый вклад в сечение рассеяния по сравнению с электромагнитными процессами из-за большой массы Z0-бозона. Поэтому в предшествующих экспериментах обнаружить эффект не удавалось. В новом эксперименте изучалось рассеяние пучка электронов на мишени из жидкого водорода. Исследовалось различие в сечении рассеяния линейно поляризованных электронов с направлениями спина вдоль и против движения. Экспериментальная методика позволила с высокой точностью определить различные поправки и погрешности. Измеренная величина асимметрии сечения находится в отличном согласии с предсказанием Стандартной модели элементарных частиц и экспериментами по измерению угла Вайнберга. Источник: Phys. Rev. Lett. 92 181602 (2004)

Магнитные свойства сверхпроводника при комнатной температуре

Пока не обнаружено веществ, обладающих сверхпроводимостью при комнатной температуре. Однако в последнее время получены указания на то, что высокотемпературные сверхпроводники (ВТСП) в несверхпроводящем состоянии сохраняют некоторые свойства, которые, как считалось ранее, присущи только сверхпроводящей фазе при низких температурах. Одним из таких свойств явилось возможное обнаружение куперовских пар в ВТСП при комнатной температуре. C.Panagopoulos и его коллеги из Кембриджского университета (Великобритания) обнаружили новое свойство. Известно, что намагниченность сверхпроводника различна в двух случаях: когда переход в сверхпроводящее состояние происходит при включенном внешнем магнитном поле и когда магнитное поле включается после перехода. Считалось, что это различие присуще только сверхпроводящему состоянию и связано со свойствами магнитных вихрей. C.Panagopoulos и его коллеги впервые установили, что зависимость намагниченности от порядка включения магнитного поля и охлаждение в небольшой степени сохраняется у ВТСП (купратов лантана и стронция) даже при комнатной температуре, когда они не сверхпроводящие. Обнаруженное явление, возможно, связано с присутствием в ВТСП магнитных вихрей при температуре выше критической. Магнитные вихри в несверхпроводящей фазе ВТСП действительно наблюдались, правда при температуре, много меньшей комнатной. Объяснение нового явления могло бы помочь в понимании механизма высокотемпературной сверхпроводимости. Источник: Phys. Rev. B 69 144508 (2004)

Молекулы C50

Сферические молекулы углерода - фуллерены - достаточно стабильны лишь в том случае, когда каждая пятиугольная грань молекулы окружена пятью шестиугольными гранями (правило изолированного пятиугольника). Это правило не может выполняться в молекулах, состоящих из менее чем 60 атомов углерода. Поэтому легкие фуллерены не образуют твердых кристаллов и ранее наблюдались лишь в газообразной форме. Однако в соединении с другими веществами фуллерены могут приобрести дополнительную устойчивость. Это было продемонстрировано L.S.Zheng и его китайскими коллегами, которые впервые получили молекулы C50 в виде твердого соединения с хлором C50Cl10. Синтез молекул C50Cl10 производился из тетрахлорида углерода в гелиевой атмосфере методом дугового разряда. Из 90г образовавшегося осадка после очистки было получено около 2мг твердого C50Cl10. Молекулы C50 могут обладать интересными химическими свойствами. Источники: Science 304 699 (2004); http://physicsweb.org/article/news/8/4/14

Скорость перемагничивания

Изменение намагниченности ферромагнитных веществ обусловлено поворотом направлений дипольных моментов магнитных доменов. Группой исследователей из Стэндфордской лаборатории синхротронного излучения и Института теоретической физики им.Л.Д.Ландау выполнено измерение скорости этого процесса. Использовались импульсы магнитного поля напряженностью 10Тл и длительностью 2пс, производимые пучком электронов от ускорителя. Воздействию магнитных импульсов подвергались различные ферромагнитные материалы. Как оказалось, столь короткие импульсы не успевают вызвать заметного изменения намагниченности. Таким образом, скорость перемагничивания по крайней мере в 1000 раз меньше, чем считалось ранее. Этот результат представляет также жесткое ограничение на скорость записи информации на магнитные носители. Источник: http://physicsweb.org/article/news/8/4/10

Квантовая телепортация атомов

Австрийские и американские ученые впервые продемонстрировали эффект квантовой телепортации атомов. Ранее подобные опыты проводились лишь с фотонами. Источник: physicsweb.org.

Темная энергия

Новым методом с помощью космической рентгеновской обсерватории Чандра подтверждено существование во вселенной так называемой темной энергии. По рентгеновским снимкам 26 скоплений галактик исследована динамика расширения Вселенной. Установлено, что примерно 75% массы Вселенной составляет темная энергия, что согласуется с данными, полученными ранее по сверхновым и реликтовому излучению. Источник: www.msfc.nasa.gov.

Масса t-кварка

В лаборатории им.Ферми выполнено наиболее точное на сегодняшний день измерение массы топ-кварка - 178.0ГэВ с точностью 4.3ГэВ. Знание этой величины важно для поиска бозона Хиггса и эффектов за рамками Стандартной модели элементарных частиц. Источник: physicsweb.org.

Размер Вселенной

Наблюдения реликтового излучения, выполненные космическим зондом Wilkinson Microwave Anisotropy Probe, указывают на то, что размер Вселенной значительно больше видимой ее части и превышает 78 млрд. световых лет. Источник: www.pereplet.ru.