Улучшение свойств сверхпроводников

Помимо поиска новых сверхпроводящих материалов актуальное значение имеет также совершенствование технологии производства уже известных сверхпроводников с целью улучшения их свойств. В частности, очень желательно увеличение критического тока - максимального тока, не разрушающего сверхпроводимость. В Центре прикладной сверхпроводимости города Мадисон (США) под руководством D.Larbalestier проведены эксперименты по выявлению причин, ограничивающих критический ток. В опытах использовалась новая техника магнито-оптической визуализации, позволяющая наблюдать за распространением тока и барьерами на его пути. Изучались нити сверхпроводящего материала толщиной в несколько микрон. Основным фактором, ухудшающим свойства сверхпроводника, оказались микроскопические дефекты и трещины. Другой помехой являются границы кристаллических зерен сверхпроводящего материала. Устранение этих факторов путем совершенствования технологии значительно расширит перспективы практического использования сверхпроводимости. Источник: http://unisci.com/

Металлический водород

До сих пор нерешенной остается задача создания металлического водорода из твердого. В 1997 году металлический водород впервые был создан в Берклиевской лаборатории непосредственно из газообразного, минуя кристаллическую фазу. Согласно теоретическим расчетам, твердый водород должен превратиться в проводник под давлением около 340ГПа. Группой иследователей Корнельского университета проведены новые эксперименты, в которых твердый водород сжимался до давления 342ГПа. Для сжатия использовалась так называемая "алмазная камера". Опыты, однако, показали, что и при таких давлениях твердый водород остается диэлектриком. Это указывает на необходимость пересмотра теоретических положений. Более высоких давлений достичь пока не удается ввиду растрескивания алмаза. Изучение свойств металлического водорода актуально для астрофизики, поскольку недра планет-гигантов состоят, как полагают, из металлического водорода. Источник: Nature, May 7

Оптический двойник гамма-всплеска

Проведена очередная идентификация космического гамма-всплеска с оптическим источником. Данная идентификация в нескольких важных аспектах отличается от двух предыдущих, которые были выполнены в феврале и мае 1997 года. В гамма-диапазоне всплеск наблюдался прибором BATSE космической гамма-обсерватории им.Комптона. Соответствующий рентгеновский всплеск зарегистрирован голландско-итальянским спутником BeppoSAX. Рентгеновские наблюдения позволили с большой точностью локализовать всплеск на небесной сфере. Спустя несколько часов после всплеска в области его локализации наземными оптическими телескопами был обнаружен тускнеющий оптический источник. Яркость источника спадала более быстро, чем в предыдущих идентификациях. Когда яркость источника значительно уменьшилась, оказалось, что он проецируется на очень далекую галактику. С помощью телескопа Keck II определено космологическое красное смещение галактики z≈3.4. С большой вероятностью гамма-всплеск и оптический источник своим происхождением связаны именно с этой галактикой. Помимо большой удаленности источника, энергия гамма-излучения примерно в 100 раз превышает ожидаемую энергию гамма-всплеска. Источник столь большого энерговыделения пока неизвестен. Данные наблюдения говорят в пользу космологической модели происхождения гамма-всплесков в противоположность локальной модели (в гало Галактики). Источник: http://wwwssl.msfc.nasa.gov/default.htm

Гравитационное поле вблизи нейтронной звезды

Нейтронные звезды, обнаруженные впервые в 1967 году, возникают в результате катастрофического сжатия и взрыва звезд (вспышек сверхновых). При массе порядка массы Солнца нейтронная звезда имеют радиус всего 10-30км. Ее вещество сжато до огромных плотностей, а гравитационное поле у поверхности столь велико, что согласно Общей теории относительности пространство-время искривлено примерно на 30%. В отличие от ньютоновской теории тяготения, эйнштейновская теория предсказывает также существование последней наименьшей круговой орбиты. На более близких к поверхности нейтронной звезды расстояниях частицы не могут двигаться по круговым орбитам, а падают по спирали на поверхность. Этот эфефкт был подтвержден новыми наблюдениями со спутника Rossi рентгеновского излучения от двойной звездной системы. Двойная система удалена от Земли на расстояние 20000 световых лет и одним из ее компонентов является нейтронная звезда. Вещество второй (обычной) звезды перетекает на нейтронную звезду и излучает в рентгеновском диапазоне. В излучении были замечены периодические пульсации, соответствующие существованию последней круговой орбиты. Данные наблюдения, возможно, являются первой прямой проверкой общей теории относительности в области сильных полей. Источник: Physics News Update, Number 368

Радиовсплеск

Радиотелескоп VLA в Нью-Мехико зарегистрировал чрезвычайно мощную вспышку радиоизлучения от переменной звезды CI Cam. Ранее эта звезда была известна как рентгеновский источник. Но 31 марта наряду с рентгеновской вспышкой (зафиксированной спутником Rossi) произошел также и очень сильный всплеск радиоизлучения. Предложено несколько объяснений наблюдавшегося явления. Возможно, радиовсплеск возник при коллапсе ядра звезды, в котором выгорело ядерное топливо. Согласно другой гипотезе, радиовсплеск сгенерировался при падении сгустка вещества на невидимый спутник звезды - черную дыру или нейтронную звезду. Источник: ABQjournal Science & Technology